В капиталистической экономике, работая наёмным работником по схеме "крысиных бегов" либо пытаясь организовать своё дело, мало кто интересуется экономической теорией, и в лучшем случае читают богомерзкие рецепты "как стать миллионером". А тем временем вооружившись экономической теорией и математическими методами сразу можно сделать много выводов о том как себя вести стоит, а как - нет. И они не такие очевидные как казалось бы :)
Первое от чего бы стояло отказаться - это от условного разделения труда на умственный и физический, в связи с бестолковостью такого разделения. И делить труд на:
- производственный - тот который в результате имеет овеществлённый продукт.
- управленческий - тот который не имеет никакого продукта труда, но отвечает за организацию, распределение и эффективность производственного труда.
Так вот умственный и физический труд это подвиды производственного труда. И если вы решили вдруг стать миллионером, то заниматься вы должны исключительно управленческим трудом, а он понятное дело физическим быть не может :) А вот умственный труд очень даже может быть производственным...
Весь дальнейший текст посвящён производственному труду как основному источнику благ
Спрос, предложение и "невидимая рука рынка"
Экономика оперирует довольно простыми для понимания абстракциями, понятиями спроса, предложения и оптимальной цены на рынке. Wiki
Если вкратце то: При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос (обоснованная готовность покупать) и тем меньше предложение (готовность продавать). И наоборот.
Причины и следствия
Первым делом нужно разобраться, что от чего зависит в цепочке событий. От человеческого действия и до момента получения прибыли.
Несложно догадаться что прибыль напрямую зависит всего от нескольких основных показателей: разницы между ценой и себестоимостью, и количеством произведённых продаж товара/услуги.
То есть является функцией от количества продаж, цены продажи и себестоимости:
Вывод первый (пока абсолютно очевидный :)
Для повышения прибыльности нужно или поднимать количество продаж, или поднимать цену продажи, или опускать себестоимость. Ну или чтобы достичь максимального эффекта, делать всё это одновременно. Всё это не так уж и просто учитывая вышеизложенный закон спроса и предложения.
Каждый из этих параметров, в свою очередь, также является изменчивым и зависимым от других параметров которые будет уже косвенными для прибыли и не такими очевидными для понимания. Давайте рассмотрим эти три параметра в порядке увеличения их влияния на прибыльность:
Цена
С ценой для конкретной фирмы в конкурентной, а сейчас и глобальной экономике, всё очень печально. В том плане, что на цену она практически не способна никак повлиять, есть рыночная цена которая является результатом баланса между платежеспособным спросом и овеществлённым предложением аналогичных товаров на рынке. На цену может влиять только монополист, или сговор компаний при олигополии.
Если маленькая фирма попытается поднять цену выше рыночной. У неё моментально падают продажи и она становиться банкротом. Некоторое поднятие цены выше рыночной возможно только при качестве выше средне рыночного, или при наличии эмоционального "зомбирования" масс, чтобы качество им только казалось выше чем у других :)
Если маленькая фирма попытается опустить цену она может моментально упереться в предел по себестоимости.
В общем если вы не монополист, а рынок конкурентный то цена для вас практически константа.
Себестоимость
Себестоимость зависит от многих факторов: цены производственного оборудования, цены расходных материалов, цены наёмных рабочих, аренды помещений, налогов и т.д. Но чтобы не погружаться в пучину деталей проследим взаимосвязь с самым важным выхлопом внутренностей производства. Фактор которым можно оценить результат всей деятельности фирмы - качеством результирующего продукта.
Качество
В экономической теории качество является одним из классических примеров не ценовых факторов влияющих на спрос, ведущих к смещению кривой спроса, но не влияющей на её наклон.
Многие наивные работяги считают что старательно работая по 24 часа в сутки и поднимая качество своего труда, они станут незаменимыми работниками и достигнут материального благосостояния.
Как влияет изменение качества на 3 главных составляющих прибыли не для рынка в целом, а для конкретного экономического субъекта?
- Улучшение качества в первейшую очередь ведёт к увеличению спроса. И следовательно даёт возможности (которыми непременно воспользуются) к увеличению отпускной цены на товар/услугу. Основными преградами к росту цены служат наличие конкуренции и ограниченная покупательная способность потребителей. Ясно что изменение цены, если есть такая возможность, крайне лёгкая процедура не требующая от производителей особых усилий.
- В случае исчерпания возможностей к росту отпускной цены, в ход идёт увеличение производимого количества товаров/услуг. Эта процедура уже является довольно трудозатратной для производителя и требует зачастую значительного времени.
- Улучшение качества также зачастую ведёт к увеличению себестоимости продукта. Вроде само собой разумеющаяся вещь но ей уделяют недостаточно внимания.
В случае если за экономический субъект брать обычного работника, то первый пункт работает в основном только при смене рабочего места, так как ЗП была уже давно оговорена на длительный период, а её изменение крайне болезненная процедура. Второй пункт не работает вообще в связи с тем что работник продаёт "свой труд" (а не его результат), а посему увеличение может быть только рабочего времени с 8 ну пускай до 12 часов, что полный бред :) Из третьего пункта видно что наёмному работнику нет смысла повышать качество своей работы в пределах своей ЗП.
Учитывая все 3 следствия делаем второй (уже не очень очевидный) вывод:
Для наёмного работника единственной оптимальной (в плане прибыльности) стратегией получается стратегия поднятия качества своего труда (своего профессионализма) для ухода в другую компанию на более высокий оклад. Либо понижения качества своего труда в пределах одной фирмы.
Зависимость себестоимости от качества.
Назовём это "Законом себестоимости", как это называется в экономической теории я не в курсе. Суть такова: При неизменном технологическом уровне, изменение качества товара после некоторого значения, приводит к экспоненциальному (многократному) изменению себестоимости этого товара.
А это значит что увеличение качества на 5% легко может приводить к увеличению себестоимости на 100%.
Это некоторое значение после которого происходит этот скачок, является результатом текущего технологического уровня производства.
Вывод №3
Количество
Количество продаж является главным фактором влияющим на прибыльность, и большинство предприятий всегда нацелены на наращивание именно количества продаж для достижения прибыльности.
Экономия на масштабе производства
Зачастую переход на новый метод производства сопровождается повышением количества выпускаемой продукции и эффектом называемым "Экономия на масштабе производства".
Если не забывать что деньги - это универсальный эквивалент затраченного человеческого труда искажённый балансом спроса и предложения на рынке (а не безликое - специфический товар являющийся универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг). И отталкиваться от человеческого труда, то суть этого процесса в том чтобы переложить как можно большую часть производства с человека на средства производства (механизированные, автоматизированные, компьютеризированные, роботизированные и т.п. лини производства/обслуживания). Хоть при этом эти новые средства производства стоят очень дорого, но из-за их способности беспрерывно производить товар в огромных количествах себестоимость припадающая на единицу товара сокращается.
"Снаружи", глядя на такое ново-оснащённое производство можно сказать что у работников выросла продуктивность труда. Так как количество работников сократилось в результате перехода многих техпроцессов на средства производства, и на каждого оставшегося задействованным (но уже больше в обслуживании средств производства) работника теперь приходиться большее количество выпускаемой продукции.
Вывод о продуктивности:
Важнейшим фактором роста продуктивности труда каждого человека есть мультипликационный эффект от средств производства. А так как средства производства имеют обезличенное название - КАПИТАЛ. Сформулируем это так: Продуктивность труда напрямую и ЗП косвенно конкретного человека в первую очередь зависит от концентрации капитала в среде его обитания и лишь во вторую очередь от умений и навыков этого человека.
Условно-бесконечная мультипликация производства
Итак мы разобрались что средства производства при взаимодействии с трудом дают мультипликационный эффект, приумножая количество выпускаемого товара/услуги.
Во всей истории развития технологий, я бы выделил 3 основополагающих и фундаментальных этапа.
- Первобытный: начиная с того момента когда первобытный человек впервые начал использовать орудия труда, всякие палки копалки и т.д. Момент когда человек перестал быть животным :)
- Индустриальный: начиная с момента изобретения и применения первой "искусственной тяги" это плавно произошло где-то в конце 17 начале 18 века с изобретением паровой машины. Начиная с этого момента постепенно весь мускульный труд начал замещаться работой этих машин, а труд людей переходить в управление этими машинами и собственно выдумыванию новых товаров/услуг.
- Информационный: начиная с изобретения и применения первых компьютеров (где-то с середины 20 века). С этого момента труд по управлению машинами начал замещаться работой компьютеров, а труд людей переходить к написанию компьютерных программ и выдумыванию новых товаров/услуг.
Итак эффект "экономии на масштабах производства" - это главный производственный эффект из второго этапа развития технологий. Но в третьем этапе главный эффект уже другой :)
Опять же не знаю как это называется в экономической теории назовём это "эффект сверхприбыли на талантливости"
На данный момент работает он только в "нематериальном производстве" или так называемом информационном, в производстве в котором товаром/услугой является информация. И в котором доступна полная автоматизация процесса копирования. Например: компьютерная программа, песня, фильм, книга, картинка, игра и т.д или услуга: поиск по веб сайтам(Google и другие), Facebook, LinkedIn и т.д. В их производстве понятие "сделать", больше не несёт количественный характер, только качественный. Раскопировать тот же фильм на условно-бесконечное количество экземпляров стоит ровным счётом чуть более чем ничего.
И в таком производстве появляется новая особенность. Больше не может быть понятия среднего качества. Потому как не может существовать особого разброса в качестве товара. Может существовать только производитель с наилучшим качеством, которое без проблем множится на всех желающих (при этом с понижающейся себестоимостью приходящейся на каждую копию). И поэтому на первое место по значимости выходит талант, талант позволяющий создать лучший образец товара/услуги.
Вывод №6
Величина мультипликации труда от средств производства постепенно нарастает по мере усложнения этих средств производства. И достигает своего предела в "нематериальном производстве". После чего значимость средств производства уступает место талантливости рабочего создающего "эталон".
О профессиях
Ясно что не все профессии поспевают за ходом этого технологического прогресса, и на данный момент существую профессии для каждого из 3х вышеописанных этапов. Но правило одно - чем на более раннем этапе ты находишься (чем примитивнее твои средства производства) тем сложнее добиться прибыльности. Стремиться нужно к профессиям с максимальным мультипликационным эффектом от средств производства.
Рассмотрим например классического скульптора работающего с глиной. Он находится на первобытном этапе развития средств производства. Какой бы талантливый и трудолюбивый он бы не был, он не сможет создавать больше 1 скульптуры за 2-5 месяцев, а его труд не подвержен мультипликации. А значит результат его работы будет иметь ОЧЕНЬ большую себестоимость. И будет доступен только для богатых людей. И очень важной частью работы скульптора будет "проникновение" в элитные круги богатых людей и попытка им угодить. Если же такой скульптор предпримет попытки продажи результата своего труда обычным людям, его ждёт неминуемая неудача, потому что обычный человек будет просто не в состоянии купить такое изделие, плюс к тому зачастую будет альтернатива в значительно более дешёвом машинном аналоге. И не дай бог скульптор решит что нужно больше трудиться и снижать цену - в результате будет только переутомление и нищета. Нужно либо подстраиваться под богатых, либо искать способы мультипликационного эффекта средств производства. Когда например по фигурке сделали бы пресс форму, и наштамповали эннадцат тыщ копий...
Или возьмём например штукатура-плиточника, который находится где-то в конце первобытного этапа развития средств производства. Но по сравнению с скульптором ему немного легче. Его работа не такая "времязатратная" (не забываем что наёмный работник всегда "продаёт свой время"), и результат его труда пока что не имеет особых "машинных" аналогов. Но тем не менее мультипликационный эффект от средств производства пробирается и сюда через гипсокартон, который зачастую заменяет штукатурку, и на который уже кладут плитку.
Можно взять токаря, комбайнёра, сварщика, тракториста - как пример профессий относящихся к индустриальному этапу развития средств производства. Все они занимаются тем что управляют средством производства делающим основную работу. И в теории ЗП у них должна быть больше вышеописанных представителей первобытной вооружённости труда при прочих равных...
Ну и как представителя информационного этапа развития средств производства возьмём программиста который, например, пишет операционную систему для мобильного телефона. Мультипликационный эффект для продукта его труда можно оценить задумавшись о том: "В скольких десятках миллионов мобильный телефонов потом будет работать эта операционная система?" :)
Лирическое отступление:
Из определения денег видно, что в такой системе цена и себестоимость зависит от количества вовлечённого человеческого труда в процесс производства и крайне слабо зависит от вовлечённости природных (потому что опять же играет роль только вовлечённость человеческого труда при их добычи) или любых других ресурсов задействованных в производстве.
Как пример: Если для производства 1 киловатта электроэнергии на ТЕЦ нужно затратить некоторое количество угля, пресной воды (для паровой турбины), и кислорода(для сжигания угля). То второй и тем более третий ресурс никак не будут влиять на себестоимость производства поскольку в силу технологии производства не содержит в себе человеческого труда, а берётся непосредственно из окружающей среды.
Вывод №7
В условиях свободной экономики основанной на деньгах и себестоимости вопрос экологии НИКОГДА не будет решён. А экологическое разрушение сможет остановиться только в тот момент, когда для обретения этих "экологических" ресурсов потребуется задействовать человеческий труд, что придаст им денежный вес и начнёт влиять на себестоимость производства. А этот момент можно считать моментом полного и окончательного краха экосистемы.