Экономические основы прибыльности и выбора профессии

В капиталистической экономике, работая наёмным работником по схеме "крысиных бегов" либо пытаясь организовать своё дело, мало кто интересуется экономической теорией, и в лучшем случае читают богомерзкие рецепты "как стать миллионером". А тем временем вооружившись экономической теорией и математическими методами сразу можно сделать много выводов о том как себя вести стоит, а как - нет. И они не такие очевидные как казалось бы :)

Первое от чего бы стояло отказаться - это от условного разделения труда на умственный и физический, в связи с бестолковостью такого разделения. И делить труд на:

  • производственный - тот который в результате имеет овеществлённый продукт.
  • управленческий - тот который не имеет никакого продукта труда, но отвечает за организацию, распределение и эффективность производственного труда.

Так вот умственный и физический труд это подвиды производственного труда. И если вы решили вдруг стать миллионером, то заниматься вы должны исключительно управленческим трудом, а он понятное дело физическим быть не может :) А вот умственный труд очень даже может быть производственным...

Весь дальнейший текст посвящён производственному труду как основному источнику благ

Спрос, предложение и "невидимая рука рынка"

Экономика оперирует довольно простыми для понимания абстракциями, понятиями спроса, предложения и оптимальной цены на рынке. Wiki

Если вкратце то: При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос (обоснованная готовность покупать) и тем меньше предложение (готовность продавать). И наоборот.

"Точка равновесия": изменение цены (P) и количества товара (Q) как следствие изменения спроса (D) при неизменном предложении (S)

Причины и следствия

Первым делом нужно разобраться, что от чего зависит в цепочке событий. От человеческого действия и до момента получения прибыли.

Несложно догадаться что прибыль напрямую зависит всего от нескольких основных показателей: разницы между ценой и себестоимостью, и количеством произведённых продаж товара/услуги.

То есть является функцией от количества продаж, цены продажи и себестоимости:

Вывод первый (пока абсолютно очевидный :)

Для повышения прибыльности нужно или поднимать количество продаж, или поднимать цену продажи, или опускать себестоимость. Ну или чтобы достичь максимального эффекта, делать всё это одновременно. Всё это не так уж и просто учитывая вышеизложенный закон спроса и предложения.

Каждый из этих параметров, в свою очередь, также является изменчивым и зависимым от других параметров которые будет уже косвенными для прибыли и не такими очевидными для понимания. Давайте рассмотрим эти три параметра в порядке увеличения их влияния на прибыльность:

Цена

С ценой для конкретной фирмы в конкурентной, а сейчас и глобальной экономике, всё очень печально. В том плане, что на цену она практически не способна никак повлиять, есть рыночная цена которая является результатом баланса между платежеспособным спросом и овеществлённым предложением аналогичных товаров на рынке. На цену может влиять только монополист, или сговор компаний при олигополии.

Если маленькая фирма попытается поднять цену выше рыночной. У неё моментально падают продажи и она становиться банкротом. Некоторое поднятие цены выше рыночной возможно только при качестве выше средне рыночного, или при наличии эмоционального "зомбирования" масс, чтобы качество им только казалось выше чем у других :)

Если маленькая фирма попытается опустить цену она может моментально упереться в предел по себестоимости.

В общем если вы не монополист, а рынок конкурентный то цена для вас практически константа.

Себестоимость

Себестоимость зависит от многих факторов: цены производственного оборудования, цены расходных материалов, цены наёмных рабочих, аренды помещений, налогов и т.д. Но чтобы не погружаться в пучину деталей проследим взаимосвязь с самым важным выхлопом внутренностей производства. Фактор которым можно оценить результат всей деятельности фирмы - качеством результирующего продукта.

Качество

В экономической теории качество является одним из классических примеров не ценовых факторов влияющих на спрос, ведущих к смещению кривой спроса, но не влияющей на её наклон.

Многие наивные работяги считают что старательно работая по 24 часа в сутки и поднимая качество своего труда, они станут незаменимыми работниками и достигнут материального благосостояния.

Как влияет изменение качества на 3 главных составляющих прибыли не для рынка в целом, а для конкретного экономического субъекта?

  1. Улучшение качества в первейшую очередь ведёт к увеличению спроса. И следовательно даёт возможности (которыми непременно воспользуются) к увеличению отпускной цены на товар/услугу. Основными преградами к росту цены служат наличие конкуренции и ограниченная покупательная способность потребителей. Ясно что изменение цены, если есть такая возможность, крайне лёгкая процедура не требующая от производителей особых усилий.
  2. В случае исчерпания возможностей к росту отпускной цены, в ход идёт увеличение производимого количества товаров/услуг. Эта процедура уже является довольно трудозатратной для производителя и требует зачастую значительного времени.
  3. Улучшение качества также зачастую ведёт к увеличению себестоимости продукта. Вроде само собой разумеющаяся вещь но ей уделяют недостаточно внимания.

В случае если за экономический субъект брать обычного работника, то первый пункт работает в основном только при смене рабочего места, так как ЗП была уже давно оговорена на длительный период, а её изменение крайне болезненная процедура. Второй пункт не работает вообще в связи с тем что работник продаёт "свой труд" (а не его результат), а посему увеличение  может быть только рабочего времени с 8 ну пускай до 12 часов, что полный бред :) Из третьего пункта видно что наёмному работнику нет смысла повышать качество своей работы в пределах своей ЗП.

Учитывая все 3 следствия делаем второй (уже не очень очевидный) вывод:

Для наёмного работника единственной оптимальной (в плане прибыльности) стратегией получается стратегия поднятия качества своего труда (своего профессионализма) для ухода в другую компанию на более высокий оклад. Либо понижения качества своего труда в пределах одной фирмы.

Зависимость себестоимости от качества.

Назовём это "Законом себестоимости", как это называется в экономической теории я не в курсе. Суть такова: При неизменном технологическом уровне, изменение качества товара после некоторого значения, приводит к экспоненциальному (многократному) изменению себестоимости этого товара.

Зависимость себестоимости от точности обработки в машиностроении
Зависимость себестоимости от точности обработки в машиностроении

А это значит что увеличение качества на 5% легко может приводить к увеличению себестоимости на 100%.

Это некоторое значение после которого происходит этот скачок, является результатом текущего технологического уровня производства.

Вывод №3

Повысить качество при неизменной себестоимости или понизить себестоимость при неизменном качестве можно только при переходе на новый технологический метод производства. Для наёмного рабочего роль технологий играет квалификация.

Количество

Количество продаж является главным фактором влияющим на прибыльность, и большинство предприятий всегда нацелены на наращивание именно количества продаж для достижения прибыльности.

Экономия на масштабе производства

Зачастую переход на новый метод производства сопровождается повышением количества выпускаемой продукции и эффектом называемым "Экономия на масштабе производства".

Если не забывать что деньги - это универсальный эквивалент затраченного человеческого труда искажённый балансом спроса и предложения на рынке (а не безликое - специфический товар являющийся универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг). И отталкиваться от человеческого труда, то суть этого процесса в том чтобы переложить как можно большую часть производства с человека на средства производства (механизированные, автоматизированные, компьютеризированные, роботизированные и т.п. лини производства/обслуживания). Хоть при этом эти новые средства производства стоят очень дорого, но из-за их способности беспрерывно производить товар в огромных количествах себестоимость припадающая на единицу товара сокращается.

"Снаружи", глядя на такое ново-оснащённое производство можно сказать что у работников выросла продуктивность труда. Так как количество работников сократилось в результате перехода многих техпроцессов на средства производства, и на каждого оставшегося задействованным (но уже больше в обслуживании средств производства) работника теперь приходиться большее количество выпускаемой продукции.

Вывод о продуктивности:

Важнейшим фактором роста продуктивности труда каждого человека есть мультипликационный эффект от средств производства. А так как средства производства имеют обезличенное название - КАПИТАЛ. Сформулируем это так: Продуктивность труда напрямую и ЗП косвенно  конкретного человека в первую очередь зависит от концентрации капитала в среде его обитания и лишь во вторую очередь от умений и навыков этого человека.

Условно-бесконечная мультипликация производства

Итак мы разобрались что средства производства при взаимодействии с трудом дают мультипликационный эффект, приумножая количество выпускаемого товара/услуги.

Во всей истории развития технологий, я бы выделил 3 основополагающих и фундаментальных этапа.

  1. Первобытный: начиная с того момента когда первобытный человек впервые начал использовать орудия труда, всякие палки копалки и т.д. Момент когда человек перестал быть животным :)
  2. Индустриальный: начиная с момента изобретения и применения первой "искусственной тяги" это плавно произошло где-то в конце 17 начале 18 века с изобретением паровой машины. Начиная с этого момента постепенно весь мускульный труд начал замещаться работой этих машин, а труд людей переходить в управление этими машинами и собственно выдумыванию новых товаров/услуг.
  3. Информационный: начиная с изобретения и применения первых компьютеров (где-то с середины 20 века). С этого момента труд по управлению машинами начал замещаться работой компьютеров, а труд людей переходить к написанию компьютерных программ и выдумыванию новых товаров/услуг.

Итак эффект "экономии на масштабах производства" - это главный производственный эффект из второго этапа развития технологий. Но в третьем этапе главный эффект уже другой :)

Опять же не знаю как это называется в экономической теории назовём это "эффект сверхприбыли на талантливости"

На данный момент работает он только в "нематериальном производстве" или так называемом информационном, в производстве в котором  товаром/услугой является информация. И в котором доступна полная автоматизация процесса копирования.  Например: компьютерная программа, песня, фильм, книга, картинка,  игра и т.д или услуга: поиск по веб сайтам(Google и другие), Facebook, LinkedIn и т.д. В их производстве понятие "сделать", больше не несёт количественный характер, только качественный. Раскопировать тот же фильм на условно-бесконечное количество экземпляров стоит ровным счётом чуть более чем ничего.

И в таком производстве появляется новая особенность. Больше не может быть понятия среднего качества. Потому как не может существовать особого разброса в качестве товара.  Может существовать только производитель с наилучшим качеством, которое без проблем множится на всех желающих (при этом с понижающейся себестоимостью приходящейся на каждую копию). И поэтому на первое место по значимости выходит талант, талант позволяющий создать лучший образец товара/услуги.

Вывод №6

Величина мультипликации труда от средств производства постепенно нарастает по мере усложнения этих средств производства. И достигает своего предела в "нематериальном производстве". После чего значимость средств производства уступает место талантливости рабочего создающего "эталон".

О профессиях

Ясно что не все профессии поспевают за ходом этого технологического прогресса, и на данный момент существую профессии для каждого из 3х вышеописанных этапов. Но правило одно - чем на более раннем этапе ты находишься (чем примитивнее твои средства производства) тем сложнее добиться прибыльности. Стремиться нужно к профессиям с максимальным мультипликационным эффектом от средств производства.

Рассмотрим например классического скульптора работающего с глиной. Он находится на первобытном этапе развития средств производства. Какой бы талантливый и трудолюбивый он бы не был, он не сможет создавать больше 1 скульптуры за 2-5 месяцев, а его труд не подвержен мультипликации. А значит результат его работы будет иметь ОЧЕНЬ большую себестоимость. И будет доступен только для богатых людей. И очень важной частью работы скульптора будет "проникновение" в элитные круги богатых людей и попытка им угодить. Если же такой скульптор предпримет попытки продажи результата своего труда обычным людям, его ждёт неминуемая неудача, потому что обычный человек будет просто не в состоянии купить такое изделие, плюс к тому зачастую будет альтернатива в значительно более дешёвом машинном аналоге. И не дай бог скульптор решит что нужно больше трудиться и снижать цену - в результате будет только переутомление и нищета. Нужно либо подстраиваться под богатых, либо искать способы мультипликационного эффекта средств производства. Когда например по фигурке сделали бы пресс форму, и наштамповали эннадцат тыщ копий...

Или возьмём например штукатура-плиточника, который находится где-то в конце первобытного этапа развития средств производства. Но по сравнению с скульптором ему немного легче. Его работа не такая "времязатратная" (не забываем что наёмный работник всегда "продаёт свой время"), и результат его труда пока что не имеет особых "машинных" аналогов. Но тем не менее мультипликационный эффект от средств производства пробирается и сюда через гипсокартон, который зачастую заменяет штукатурку, и на который уже кладут плитку.

Можно взять токаря, комбайнёра, сварщика, тракториста - как пример профессий относящихся к индустриальному этапу развития средств производства. Все они занимаются тем что управляют средством производства делающим основную работу. И в теории ЗП у них должна быть больше вышеописанных представителей первобытной вооружённости труда при прочих равных...

Ну и как представителя информационного этапа развития средств производства возьмём программиста который, например, пишет операционную систему для мобильного телефона. Мультипликационный эффект для продукта его труда можно оценить задумавшись о том: "В скольких десятках миллионов мобильный телефонов потом будет работать эта операционная система?" :)

Лирическое отступление:

Из определения денег видно, что в такой системе цена и себестоимость зависит от количества вовлечённого человеческого труда в процесс производства и крайне слабо зависит от вовлечённости природных (потому что опять же играет роль только вовлечённость человеческого труда при их добычи) или любых других ресурсов задействованных в производстве.

Как пример: Если для производства 1 киловатта электроэнергии на ТЕЦ нужно затратить некоторое количество угля, пресной воды (для паровой турбины), и кислорода(для сжигания угля). То второй и тем более третий ресурс никак не будут влиять на себестоимость производства поскольку в силу технологии производства не содержит в себе человеческого труда, а берётся непосредственно из окружающей среды.

Вывод №7

В условиях свободной экономики основанной на деньгах и себестоимости вопрос экологии НИКОГДА не будет решён. А экологическое разрушение сможет остановиться только в тот момент, когда для обретения этих "экологических" ресурсов потребуется задействовать человеческий труд, что придаст им денежный вес и начнёт влиять на себестоимость производства. А этот момент можно считать моментом полного и окончательного краха экосистемы.